К основному контенту

Солнечный день в ожившем музее

...Так же неожиданно в Одессе встретил я Маньяско. Кто занес сюда эти два маленьких темных холста из жизни монахов?

С.М. Эйзенштейн


  Прогуливаясь по Пушкинской одним солнечным сентябрьским днем, выпавшим на мой короткий отпуск, я на пару часов зашел в Одесский музей западного и восточного искусства. И, хотя, я очень слабо разбираюсь в живописи, мне захотелось рассказать о нескольких поразивших меня картинах. Возможно, это и не самые значительные произведения богатой коллекции музея, но, если вы однажды решите посетить экспозицию западноевропейской живописи и скульптуры, задержитесь возле этих полотен, хотя бы на несколько минут.

1. "Портрет Е.Толстой", Домeнико Морелли, Италия 1875 г.

  В центральном зале, у окна, размещен этот потрясающий портрет Елены Толстой, кисти известного итальянского художника Доменико Морелли. Задумчивое, немного грустное лицо, выразительное контрастное сочетание черного и белого... Подробно об истории портрета "одесской Золушки" можно прочесть в статье Л.Л.Сауленко "Морелли и «Мореллианец» в Одессе"

  Во втором зале экспозиции, посвященном искусству 19-го века, представлена моя любимая картина из коллекции музея – "Солнечный день", бельгийского импрессиониста Эмиля Клауса. Репродукция не передает и сотой доли красочного волшебства, оживающего на этом холсте.

2. "Солнечный день", Эмиль Клаус, Бельгия XIX в.

  Слышал ли я хоть что-нибудь о скандинавской живописи? Конечно, нет. В 19 в. скандинавские художники, получившие образование в Париже, Дрездене и других центрах европейской культуры, создавали выдающиеся работы, используя национальную тематику и актуальный язык изобразительного искусства.

  "Ручей" – прекрасный уголок северной природы, созданный кистью норвежского мастера Фрица Таулова не без влияния французского импрессионизма.

3. "Ручей", Фриц Таулов, Норвегия XIX в.

  Выступления руно-певицы, народной сказительницы Ларин Параске в Литературном обществе в Гельсингфорсе (Хельсинки) в 90-х годах 19 в., произвело настоящий фурор в кругах финской интеллигенции, увлеченной изучением национальных традиций. Ее портреты писали выдающиеся финские живописцы и один из них, кисти Альберта Эдельфельта, представлен в экспозиции нашего музея.

4. "Старуха, играющая на кантеле", Альберт Густав Эдельфельт, Финляндия, 1893 г.

  Зал искусства Италии XV-XVII веков, возвращает нас к истокам и позволяет проследить последовательное развитие живописи от Возрождения до барокко. Не смотря на отсутствие наиболее известной картины из коллекции музея - "Взятие Христа под стражу", похищенной в 2008г. и до сих пор находящейся на реставрации в Киеве, в этом зале есть работы мимо которых трудно пройти.

  Вот, один из двух представленных в музее портретов эпохи позднего Ренессанса. Есть что-то "тициановское" в этом строгом, лаконичном портрете, принадлежащем кисти неизвестного венецианского художника.

5. "Портрет дожа Джироламо Приули", Италия, XVI век

  А вот и итальянское барокко, одна из ранних работ известного представителя болонской школы – Гверчино. Удивительная динамика: "пойманные" в движении руки, скользящая по лицу слеза. Яркий белый и, особенно, выделяющийся, синий цвет, cветотени, придающие дополнительную выразительность мощной фигуре, рукам и лицу кающегося ученика, предавшего своего учителя.

6. "Апостол Петр", Гверчино, Италия, XVII в.

  Опущенные, чуть приоткрытые глаза, легкий румянец на щеках, наклон головы, струящиеся из под платка волосы. Вроде ничего особенного, традиционное изображение Мадонны. Но, почему-то, я не мог оторвать глаз от от этой картины еще одного мастера итальянского барокко – Сассоферрато.

7. "Голова Мадонны", Сассоферрато (Джованни Батиста Сальви), Италия, XVII в.

  Но "настоящее" барокко, каким я его себе представлял, экспрессивное, неумеренное в световых эффектах, пышущее безудержным сладострастием и расплескивающее вино, обрушилось на меня в соседнем зале, с картины "Пьяный Геркулес", вышедшей из мастерской Рубенса. Все здесь: и закрученный безудержной фантазией клубок тел, и пышные женские формы, и выразительные взгляды.

8.  "Пьяный Геркулес", мастерская Рубенса, Фландрия XVII в.

  А рядом, в этом же зале, посвященном живописи Испании и Фландрии, находится картина резко контрастирующая с предыдущей. Изможденный старик резко повернулся, не успев разомкнуть рук, молитвенно сложенных перед книгой. Удивленное, настороженное выражение лица. Что отвлекло его от молитвы? Божественное откровение или резкий ночной звук?

9.  "Св. Иероним", круг Хосе де Риберы, Испания XVII в.

  Натюрморт кисти фламандского художника Александра Адриансена, буквально взбудоражил меня своим потрясающим натурализмом. От этого холста, кажется, даже пахнет свежей рыбой.

10. "Рыбы", А.Андриансен, Фландрия XVII в.

  "Золотой век" голландской живописи представлен в маленьком эркерном зале всего несколькими работами. Но среди них две из серии "Четыре евангелиста", написанных одним из известнейших голландских портретистов Франсом Халсом. Авторство и история этих картин были установлены лишь в 1958г., а уже через несколько лет после этого, одна из них – "Евангелист Лука", была похищена с выставки в Москве. История этой кражи легла в основу советского детектива, а картина стала одной из "визитных" карточек одесского музея.

  Святой, представленный в образе простого мужика, с широким, добродушным лицом и высоким лбом, намекающим на незаурядный ум, задумчиво, пожалуй, даже мечтательно, склонился над работой, подперев голову левой рукой. За его плечом, размещено изображение тельца – евангелический символ Луки. Многие детали картины не проработаны, а лишь слегка обозначены, словно на этюде, вероятно для того, чтобы сфокусировать внимание на выражении лица.

11.  "Евангелист Лука", Франс Хальс, Голландия XVII в.

  И вновь великолепная Италия, с историей искусства которой я бегло познакомился читая замечательно иллюстрированную книгу Елены Федотовой. В зале музея, посвященного искусству Италии XVII-XVIII в., представлены работы различных художественных школ и жанров.

  Романтический горный пейзаж, оживленный фигурой война, присевшего отдохнуть над обрывом, написан миланским художником Джованни Гизольфи или его сыном Аугусто. Надолго застыв возле этого холста, я мысленно перенесся на место этого война и увидел широкую долину окруженную цепью тонущих в облаках гор, и мне захотелось остаться там навсегда.

12.  "Пейзаж", Гизольфи, Италия XVII в.

  Я не смог толком разглядеть и оценить сильно потемневшие холсты Алессандро Маньяско, так поразившие Эйзенштейна и стилистически определившего облик и движения его Ивана Грозного. Но одна из работ, этого малоизвестного итальянского художника, приковала к себе мое внимание – cовершенно нетрадиционное изображение святого Иеронима, легендарного церковного писателя и аскета, создавшего канонический перевод Библии на латынь.

  Не аскет, а скорее одинокий старый воин, уставший от жизни и потерь, смотрит в глаза смерти (череп), перебирая четки мускулистой рукой. Крест за его плечом – символ смирения.

13.  "Св. Иероним", Алессандро Маньяско, Италия XVII- XVIII в.

   Традиционный мифологический сюжет – Амур на коленях Венеры, на подушке трофей – чье-то пронзенное сердце, и воркующие голуби – символ любви и согласия. Сентиментальная, возможно, даже немного слащавая работа Помпео Батони, сочетающая в себе элементы классицизма и рококо.

  С какой удивительной нежностью, смотрит мать на своего сына! А яркая драпировка отделяет эту интимную сцену, наполненную золотистым светом, от тревог внешнего мира.

14.  "Венера с амуром'',  Помпео Джироламо Батони, Италия XVIII в.

  ... и если вы однажды решите посетить Одесский музей западного и восточного искусства, задержитесь возле этих полотен, хотя бы на несколько минут.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Смех на кладбище

  Приблизительно к началу весны означенного года болезнь начала проявлять свое плачевное действие страшным и чудным образом. Джованни Боккаччо, "Декамерон" Он мастерски об аде говорит! Ступай, старик! ступай своей дорогой! А.С.Пушкин, "Пир во время чумы"   По-моему, сегодня хороший день, чтобы посмеяться над собственными страхами.

Запах мертвых цветов

Бедные мои цветочки совсем завяли! — сказала маленькая Ида. — Вчера вечером они были такие красивые, а теперь совсем повесили головки! Отчего это? Х.К.Андерсен, "Цветы маленькой Иды"   В этот день нас причащали запаху мертвых цветов. Мы клеили на картон бумажные тюльпаны, тащили в школу ветки чахлых мимоз, а наши бабушки сдували пыль с пластмассовых гвоздик.   Канун 8 марта 1989 года, мне 9 лет. Классная построила нас в две шеренги. По команде, я выхожу из строя, торжественно подхожу к стоящей напротив девочке и на вытянутых руках вручаю принесенный из дому подарок.   Я совсем не помню ту девочку, но помню книжку, которую ей подарил – грустные сказки о старом уличном фонаре, стойком оловянном солдатике и мертвых цветах маленькой Иды.

Музыкальные альбомы 2018

  В праздничные январские дни, когда заново учишься улыбаться и верить в чудеса, очень хочется дарить подарки и делиться радостью. Поделюсь и я тем, что радовало мое сердце в минувшем году и расскажу о нескольких музыкальных альбомах 2018 года.   Полгода назад я перешел на iTunes и до сих пор не могу привыкнуть к новым возможностям, иногда надолго "залипая" в списках музыкальных новинок и разнообразных плейлистов: хочешь послушать ремейки песен Дилана? или музыку повлиявшую на The Beatles ? или сборник лучших рождественских песен? или рок-хиты 68-го года? или музыкантов вдохновленных творчеством The Chieftains ?   Тем не менее, с новой музыкой, я, по-большей части, знакомлюсь в старом добром формате музыкальных альбомов.