По возвращению из путешествия или командировки, меня всегда подхватывает свежая волна интереса к родному городу и проносит по знакомым с детства улицам, заставляя по-новому взглянуть на старые фасады, лестницы, скверы...
Так, совсем недавно я открыл для себя интереснейший городской памятник – дворцовую усадьбу Нарышкиных.
1.
Год назад я решил ознакомиться с коллекцией Одесского художественного музея, от которого у меня сохранились смутные детские воспоминания: скрип паркета в больших залах и длинная очередь, медленно вползавшая во двор музея с улицы Короленко.
Был я здесь с родителями, вероятно, в сентябре 86-го года, когда в Одессе проходила выставка живописи и графики из собрания Арманда Хаммера "Шедевры пяти веков". И вот, спустя 30 лет, не спеша прогуливаясь, рассматривая красивые здания и прохожих, я спустился вниз по Софиевской и остановился перед изящной чугунной решеткой, отделяющей музей от уличной суеты.
2.
Одесский художественный музей более ста лет размещается в великолепном дворце Нарышкиных, построенном над морем, в самом конце бульварной линии. В 1888 году дворец был приобретен и, вскоре, передан городу знаменитым одесским меценатом Г.Г.Маразли. Открытие публичного музея состоялось 24 октября 1899 года.
Романтичный флер легенд и загадок окутывает это место. Сама история создания дворца долгие годы вызывала споры историков и искусствоведов. Его строительство связывали с именем прекрасной гречанки Софьи Потоцкой, о которой знает каждый, кто хоть раз бывал в парке "Софиевка". Говорили, что и этот прекрасный дворец был построен Станиславом Потоцким для своей обожаемой жены.
На самом деле, особняк Потоцкого был расположен выше по улице и сейчас в этом здании находится Одесский ювелирный завод. А новый дворец был построен их дочерью Ольгой (в замужестве Нарышкиной) в середине 20-х годов 19-го века.
До сих пор не установлено и имя главного архитектора здания, но в проекте, вероятно, участвовал Ф.К.Боффо, автор таких знаменитых одесских памятников, как Потемкинская лестница и Воронцовский дворец.
3.
Не то, чтобы я здесь никогда не бывал, одно время даже работал в этом районе, на Торговой, но, как-то, все пробегал или проезжал мимо. А гуляя по историческому центру города или показывая его нашим гостям, мы никогда сюда не заходили, традиционно сворачивая с бульвара по улице Гоголя.
И вот, войдя на обширный двор усадьбы, я оказался в объятиях этой красоты. Дворец словно обхватил меня двумя руками – дугообразными галереями, притягивая к груди – центральному двухэтажному корпусу с колонным портиком.
В центре двора размещен самшитовый лабиринт – элемент садово-паркового искусства, традиционно составляющего единый ансамбль с памятниками дворцовой архитектуры. В этом сквере, который новое руководство музея планирует превратить в небольшой изящный сад, можно присесть на скамейку и полюбоваться дворцом, разглядывая ордеры колонн и рельефный фриз с изображением свадебного шествия амуров.
4.
Не менее сильное впечатление произвел на меня и интерьер дворца, особенно, роскошный танцевальный зал.
5. Танцевальный зал
Так, что архитектура и внутреннее убранство дворца показались мне не менее значимы, чем коллекция картин.
6. Зал с лестницей
Одесский художественный музей обладает одной из наиболее значительных и многоплановых коллекций отечественной живописи в Украине. Основная экспозиция представляет полотна в традиционном порядке, проводя посетителя сквозь века, от иконописи XVI-XVII веков до современной живописи.
Во время моего визита, в музее проходила выставка посвященная 200-летию со дня рождения знаменитого мариниста И.К.Айвазовского, жизнь и творчество которого были тесно связаны с нашим городом. Он принимал участие в работе Одесского общества истории и древностей, Одесского общества изящных искусств, Товарищества южнорусских художников, а также в многочисленных благотворительных лотереях и выставках, в Одессе жили его дочери и внуки.
7. Утро на море. И.К.Айвазовский
Меня больше всего заинтересовала коллекция живописи рубежа XIX—XX веков: Врубель, Серов, Кустодиев, Петров-Водкин... Среди этих полотен нашлась и работа, по-настоящему, меня потрясшая – "Жатва" Зинаиды Серебряковой.
8. Жатва. Зинаида Серебрякова
В этом же зале находятся и, вероятно, самые дорогие (в денежном эквиваленте) картины Одессы – ранние этюды Василия Кандинского.
9. Улица, освещенная солнцем. Василий Кандинский
После этого посещения музея, мы с женой добавили новый маршрут для наших прогулок по центру города: Соборная площадь – Переображенская – Софиевская – Дворец Нарышкиных – бульвар Жванецкого.
Помимо, собственно, дворца Нарышкиных (№5а), на Софиевской расположено еще несколько красивых исторических зданий: дом Потоцкого (№7), дом Руссова (№13), дом Скаржинского (№15), доходный дом Иглези (№23), особняк М.Толстого (№34). А проходя на бульвар Жванецкого, под облюбованной кинематографистами аркой Художественного музея, стоит задержаться на "уличной галерее" расписанной интересными граффити.
10. На бульваре Жванецкого
К сожалению, и прекрасный дворец, и замечательная арка, открывающую выход к морю, нуждаются в реставрации, а бульвар Жванецкого в полной реконструкции. Надеюсь, это когда-нибудь произойдет и туристический центр города существенно расширится и обогатится новыми достопримечательностями.
11. Кадр фильма "Мы из джаза"
История получила неожиданное продолжение. В последний учебный день перед осенними каникулами, класс моей дочери собрался на экскурсию в подземный грот дворца Нарышкиных. Я как-раз был в отпуске и с удовольствием присоединился к школьной группе.
12.
Дворец, как и большинство исторических зданий Одессы, был построен из ракушняка, который добывался прямо на месте. Так под дворцом образовались пустоты, часть из которых была использована для устройства романтичного подземного грота, имитирующего природную пещеру с искусственным водопадом. От грота расходились подземные коридоры, один из которых выходил в парк над морем.
13.
Наблюдать за школьниками в экскурсии, слушать их диалоги и вопросы, это отдельное удовольствие.
В автобусе было забавно: экскурсовод непрерывно вливала в уши третьеклассников потоки информации и пыталась привлечь их внимание, раздавая конфеты за ответы на вопросы по истории города, классные руководители регулярно оглашали салон командным рыком, девчонки болтали, мальчишки обсуждали проезжавшие "крутые тачки", в общем все как и 30 лет назад, в моем детстве.
14.
15.
– Аня, что тебе больше всего понравилось в экскурсии?
– Мне больше всего понравилось ехать с Настей в автобусе. Если бы еще экскурсовод не мешал...
16.
17.
По приезду нас встретила сотрудница музея и повела вниз, на ходу рассказывая об истории создания дворца и грота, визитах двух императоров, вине, бившем из бассейна, тайных масонских собраниях и прочих фактах и легендах подземелья.
18.
Здесь, под сводом таинственной пещеры, на ступенях уходящей вниз лестницы, в полумраке узких коридоров, детям было действительно интересно и они внимательно слушали гида, разглядывая сталактиты, "волчью яму", замурованные выходы к морю и тайники для писем.
19.
20.
21.
22.
В общем, это было интересное приключение, которое продолжилось небольшой прогулкой на бульвар, с которого открывался трудолюбивый порт, бухта Одесского залива и далекий морской горизонт.
23.
Очень познавательно для таких интересующихся как я)
ОтветитьУдалитьТеперь улица, на которой я работаю, называется Инглези и раньше я не знал кто это.
Выглядит это конечно всё так себе... ремонт действительно нужен
знаю картину Жатва - она меня с детства (она явно была в каком-то нашем детском учебнике) вводила в недоумения - почему девушка так неаккуратно и опасно держит нож)))
Про подземный грот даже и не слышал раньше...