В минувшее воскресенье, моя дочь отправилась в очередное путешествие со своими одноклассниками. В этот раз, я решил присоединиться к любознательным школьникам не столько для того, чтобы опекать Аню, сколько из любопытства.
На уроках "Природоведения", наши четвероклассники изучали устройство Вселенной и классный руководитель, Александра Степановна, предложила отправиться на экскурсию в астрономическую обсерваторию.
1.
Экскурсию организовала Наталья Граждан, с которой наш класс уже не раз путешествовал. Наталия прекрасно умеет работать с детьми, отвлекая их от телефонов и вовлекая в познавательную беседу. В этот раз, мы говорили об истории освоения космоса и, конечно, об известных одесситах, без которых эта история невозможна.
Итак, взлетев над Одессой на биплане Уточкина мы вышли на земную орбиту на космических кораблях, созданных Глушко и Королевым.
2.
В Маяки мы приехали на закате, солнце, по-декабрьски торопливо, сжималось от холода под бледно-голубым одеялом. Перед нами развернулся фантастический пейзаж – радиотелескоп, широко раскинувший свои металлические глаза в залитой багрянцем степи.
3.
Здесь Наталья передала слово сопровождавшему нас астрофизику Леониду Кейру, который рассказал об истории наблюдательного пункта обсерватории в Маяках, устройстве радиотелескопа и некоторых тайнах космоса.
Часто, талантливые, увлеченные специалисты, совсем не умеют интересно рассказывать о своей работе. Но Леонид Эдуардович оказался хорошим лектором, ему удавалось говорить увлекательно и просто о сложном.
4.
Быстро темнело, в ясном небе над горизонтом появилась Венера.
Мы проследовали на территорию обсерватории, которая хоть и пережила самые тяжелые годы нищенского существования, по-прежнему страдает от недостаточного финансирования и работает, во-многом, благодаря энтузиазму сотрудников, настоящих фанатов своего дела. И им есть чем гордиться – собранная коллекция снимков звёздных полей, является третьей по величине в мире. К сожалению, оцифровывать фото-пластины приходится на единственном сканере, подаренном коллегами из обсерватории Зоннеберга.
Нас разделили на две группы и мы последовательно познакомились с тремя наблюдательными станциями. В первой, был установлен телескоп, который Леонид Эдуардович настроил на Сатурн и дал нам возможность увидеть эту далекую, будоражащую воображение, окольцованную планету. Заодно, ученый преподал школьникам урок, наглядно доказав, что Земля вращается – каждые несколько минут Сатурн уходил из объектива и телескоп приходилось настраивать.
5.
Второй телескоп не предназначен для любительского наблюдения, он подключен к записывающей аппаратуре. Здесь мы просто осмотрели оборудование, прослушали небольшую лекцию и посмотрели записанные снимки комет, звездных скоплений и галактик.
Детвора начала скучать, шуметь и нажимать красные кнопки, заставляя вздрагивать, привыкшего к звездному безмолвию, астронома.
6.
7.
Зато, у третьего телескопа, ребята становились в очередь, чтобы еще раз взглянуть на огромную и, казалось, такую близкую Луну.
8.
Во время экскурсии, мне казалось, что все рассказы астрономов слишком сложны и скучны для школьников. Но, вечером, я услышал, как Аня подробно объясняла маме почему Плутон исключили из числа планет Солнечной системы.
Супер!!! Сам бы поехал с удовольствием. Но где фотки Сатурна?)))
ОтветитьУдалитьДа, Сатурн впечатляет, но фотографий нет. Да и Луну я у Натальи с фейсбука взял.
Удалить