К основному контенту

Дневник читателя 2021, часть 1

    Одно из удовольствий переезда на новую квартиру – необходимость перебрать библиотеку. Ведь книжки часто хранят не только авторский текст, но и наши личные воспоминания.
    Занимаясь этим увлекательным делом я прочел целый ряд книг, которые всегда были под рукой, но, почему-то не были прочитаны в детстве и юности.

Владимир Гиляровский. Москва и москвичи (1935г.)

Бродит кот на Патриарших прудах,
А на Хитровке Гиляровского жду.

А.Розенбаум

    Сборник очерков легендарного Дяди Гиляя о Москве и ее обитателях на рубеже 19-20 веков.

    Эта книга была в нашей домашней библиотеке, ее очень любил дедушка и пересказывал мне из нее некоторые яркие истории. Но я прочел ее только сейчас.

    Для читателя любящего и знающего Москву книга, несомненно, очень интересна, но мне понравилось всего несколько очерков. Особенно, трогательная история о художнике Саврасове"Грачи прилетели".

Вениамин Каверин. Два капитана (1944г.)

Бороться и искать, найти и не сдаваться!

Альфред Теннисон

    И еще одна книга, которая загадочным образом прошла мимо меня. Хотя все вокруг ее читали, рекомендовали, да и сериал по книге я смотрел с удовольствием.

    Несмотря на заметную плоскость характеров и бесконечно далекое от реальности пространство сказочного СССР (надо отдать должное автору, он умудрился ни разу не упомянуть Сталина), роман мне очень понравился.

    Увлекательный сюжет, выразительный язык, романтика полярных исследований и сложный любовный треугольник.

Константин Симонов. Живые и мертвые (1959г.)

    Прочел первую часть известной трилогии Симонова. Написано хорошо: увлекательный, динамичный сюжет, четкая композиция, яркие, запоминающиеся персонажи. Но продолжение читать не буду, слишком коробит от авторского сталинизма.

    Типичное официозное описание ВОВ: неожиданное вероломное нападение, героическая оборона с превосходящими силами противника, жестокие поражения, огромные потери, тяжелые отступления и уверенность в будущей победе, вдохновленная выступлением товарища Сталина на ноябрьском параде в Москве.

Александр Солженицын. Рассказы (1959-65г.)

    Мне, кажется, что возвращение пост-советской России к тоталитарному, агрессивному строю было определено несостоявшимся покаянием. Но то, что мы хотя бы заглянули в жуткую бездну своего прошлого, сначала в Оттепель, потом в годы Перестройки, вселяет надежду, что когда-нибудь это покаяние произойдет.

    Роль Солженицина в пробуждении советского общества несомненна. Публикация повести "Один день Ивана Денисовича" в журнале Новый Мир в 62 году стала сенсацией. Но уже через несколько лет издания повести были изъяты и уничтожены по всей стране.

    "Один день Ивана Денисовича" написан, на мой вкус, несколько тяжеловесно и длинно, но вот два рассказа, того же периода, – "Матрёнин двор" и "Правая кисть", произвели на меня сильнейшее впечатление.

Варлам Шаламов. Колымские рассказы (1954-73г.)

    А вот, беспощадные, бескомпромиссные рассказы Шаламова в СССР, при жизни автора, изданы не были. Хотя автор всю жизнь стремился пробиться, именно, к соотечественникам, не был диссидентом и после короткого сближения, вступил в острую полемику с Солженициным.

    Не смотря на общую, вроде бы, "лагерную" тему, сравнивать произведения Солженицина и Шаламова сложно. Если первый рассказывает о том, как люди выживают в страшных условиях и даже находят радость в каторжном труде и редких лагерных удачах, то у второго – протокол расчеловечивания.

    И, конечно, Шаламов писатель гораздо более мощный: жесткий, лапидарный стиль, необычные модернистские приемы, сближение с документалистикой и поэзией.

Аркадий и Борис Стругацкие. Попытка к бегству (1962г.)

    Небольшая, но очень важная повесть ранних Стругацких. Здесь они впервые обратились к теме прогрессорства (вмешательство высокоразвитой цивилизации в дела отсталой), которая позднее станет одной из основных в их творчестве.

    Кроме того, в этой повести они опробовали несколько новых приемов, которыми эффектно пользовались в дальнейшем: отказ от объяснения некоторых сюжетных поворотов, столкновение прошлого, будущего и настоящего.

Валентин Катаев. Святой колодец (1966г.)

    Первая мемуарная повесть, написанная Катаевым в новом стиле, который он называл мовизм.

    В этот поздний период Валентин Петрович отказывается от внятных сюжетов, четкой композиции, давая возможность прозе дышать свободно, приближая ее к поэзии.

    И, все-таки, в повести есть сюжетная основа – воспоминания о жизни в Переделкино и поездке в Америку.

    Эта повесть хоть и не произвела на меня такого же сильного впечатления, как "Алмазный мой венец" или "Разбитая жизнь", но подарила несколько счастливых минут.

Даниил Гранин. Повести (1969-74г.)

    С интересом прочел несколько повестей Даниила Гранина: "Эта странная жизнь", "Место для памятника", "Повесть об одном учёном и одном императоре".

    Весьма необычная художественная проза, граничащая с публицистикой.

    Несмотря на совершенно иную форму, проза Гранина очень созвучна ранним произведениям Стругацких. Он видят в своих современниках (или в гениях прошлого) Человека Будущего и новый, прекрасный мир, который обязательно будет построен.

    Стругацкие уже к середине 60-х избавились от иллюзий Оттепели, любопытно почитать более поздние произведения Гранина.

Булат Окуджава. Бедный Авросимов (1969г.)

    В юности я был равнодушен к песням Окуджавы, меня раздражала его исполнительская манера. Но с возрастом и, в основном, благодаря чужому исполнению, многие из них я полюбил. И вот, добрался и до прозы Окуджавы.

    Исторический роман. Авросимов – маленький человек, обыватель, любимый герой русской литературы, попадает в эпицентр больших событий связанных с судом над декабристами в 1926г.

    Глоток свободы, шок от соприкосновения с чем-то значительным, непонятным, меняет даже этого человечка, заставляет усомниться в своей уютной правоте.

    Интересный роман, хотя стилистически он мне не очень понравился. 

Юрий Трифонов. Московские повести (70-е)

    Когда-то в юности, я прочел самую известную повесть Трифонова"Дом на набережной" и она меня серьезно потрясла. Но, тогда, я читал ее как анти-сталинское высказывание, повесть о страшном времени, которое корежило и уродовало людей.

    Сейчас, прочитав все повести этого цикла, я был ошеломлен точностью и беспощадностью, с которыми Трифонов препарирует мещанство и конформизм, наглядно демонстрируя их повседневное, внеисторическое уродство.

    "Обмен" – самая сильная повесть цикла. Изумительно написана, абсолютно современна. 

    "Предварительные итоги" читать неприятно, больно. Тут трифоновское зеркало слишком близко и беспристрастно.

Сергей Довлатов. Зона. Компромисс. Заповедник (1981-3гг.)

    
Томик Довлатова я взял во время болезни, чтобы отвлечься от мрачных мыслей (ах, этот ужасный  COVID-19!)

    "Зона" мне не понравилась совершенно, а вот "Заповедник" и некоторые рассказы из "Компромисса" я прочитал с удовольствием.

    Пишет Довлатов легко, выразительно и иронично. И сквозь его анекдоты, нет-нет, да пробивается кричащее одиночество.    

Алесь Адамович. Каратели (1981, 1989гг.)

    
Я не виноват, виновата война. Не было бы войны – не попал бы я в плен и не сидел бы теперь на скамье подсудимых.

    Художественно-документальная повесть о карателях из батальона СС Дирлевангера была написана в 70-е, но в годы Перестройки была отредактирована и дополнена главой "Дублер". Я читал именно это издание, в котором Адамович однозначно ставит знак равенства между Гитлером и Сталином и созданными ими бесчеловечными режимами.

    Но все же главная тема повести – типология и психология палачей-коллаборационистов. Отряд карателей, который зверствует в селах Беларуси состоит из людей с разными судьбами и разной мотивацией. Адамович препарирует их, как патологоанатом.


Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Смех на кладбище

  Приблизительно к началу весны означенного года болезнь начала проявлять свое плачевное действие страшным и чудным образом. Джованни Боккаччо, "Декамерон" Он мастерски об аде говорит! Ступай, старик! ступай своей дорогой! А.С.Пушкин, "Пир во время чумы"   По-моему, сегодня хороший день, чтобы посмеяться над собственными страхами.

Запах мертвых цветов

Бедные мои цветочки совсем завяли! — сказала маленькая Ида. — Вчера вечером они были такие красивые, а теперь совсем повесили головки! Отчего это? Х.К.Андерсен, "Цветы маленькой Иды"   В этот день нас причащали запаху мертвых цветов. Мы клеили на картон бумажные тюльпаны, тащили в школу ветки чахлых мимоз, а наши бабушки сдували пыль с пластмассовых гвоздик.   Канун 8 марта 1989 года, мне 9 лет. Классная построила нас в две шеренги. По команде, я выхожу из строя, торжественно подхожу к стоящей напротив девочке и на вытянутых руках вручаю принесенный из дому подарок.   Я совсем не помню ту девочку, но помню книжку, которую ей подарил – грустные сказки о старом уличном фонаре, стойком оловянном солдатике и мертвых цветах маленькой Иды.

Музыкальные альбомы 2018

  В праздничные январские дни, когда заново учишься улыбаться и верить в чудеса, очень хочется дарить подарки и делиться радостью. Поделюсь и я тем, что радовало мое сердце в минувшем году и расскажу о нескольких музыкальных альбомах 2018 года.   Полгода назад я перешел на iTunes и до сих пор не могу привыкнуть к новым возможностям, иногда надолго "залипая" в списках музыкальных новинок и разнообразных плейлистов: хочешь послушать ремейки песен Дилана? или музыку повлиявшую на The Beatles ? или сборник лучших рождественских песен? или рок-хиты 68-го года? или музыкантов вдохновленных творчеством The Chieftains ?   Тем не менее, с новой музыкой, я, по-большей части, знакомлюсь в старом добром формате музыкальных альбомов.