Одно из удовольствий переезда на новую квартиру – необходимость перебрать библиотеку. Ведь книжки часто хранят не только авторский текст, но и наши личные воспоминания.
Занимаясь этим увлекательным делом я прочел целый ряд книг, которые всегда были под рукой, но, почему-то не были прочитаны в детстве и юности.
Владимир Гиляровский. Москва и москвичи (1935г.)
А на Хитровке Гиляровского жду.
А.Розенбаум
Сборник очерков легендарного Дяди Гиляя о Москве и ее обитателях на рубеже 19-20 веков.
Эта книга была в нашей домашней библиотеке, ее очень любил дедушка и пересказывал мне из нее некоторые яркие истории. Но я прочел ее только сейчас.
Для читателя любящего и знающего Москву книга, несомненно, очень интересна, но мне понравилось всего несколько очерков. Особенно, трогательная история о художнике Саврасове – "Грачи прилетели".
Вениамин Каверин. Два капитана (1944г.)
Бороться и искать, найти и не сдаваться!
Альфред Теннисон
И еще одна книга, которая загадочным образом прошла мимо меня. Хотя все вокруг ее читали, рекомендовали, да и сериал по книге я смотрел с удовольствием.
Несмотря на заметную плоскость характеров и бесконечно далекое от реальности пространство сказочного СССР (надо отдать должное автору, он умудрился ни разу не упомянуть Сталина), роман мне очень понравился.
Увлекательный сюжет, выразительный язык, романтика полярных исследований и сложный любовный треугольник.
Константин Симонов. Живые и мертвые (1959г.)
Прочел первую часть известной трилогии Симонова. Написано хорошо: увлекательный, динамичный сюжет, четкая композиция, яркие, запоминающиеся персонажи. Но продолжение читать не буду, слишком коробит от авторского сталинизма.
Типичное официозное описание ВОВ: неожиданное вероломное нападение, героическая оборона с превосходящими силами противника, жестокие поражения, огромные потери, тяжелые отступления и уверенность в будущей победе, вдохновленная выступлением товарища Сталина на ноябрьском параде в Москве.
Александр Солженицын. Рассказы (1959-65г.)
Мне, кажется, что возвращение пост-советской России к тоталитарному, агрессивному строю было определено несостоявшимся покаянием. Но то, что мы хотя бы заглянули в жуткую бездну своего прошлого, сначала в Оттепель, потом в годы Перестройки, вселяет надежду, что когда-нибудь это покаяние произойдет.
Роль Солженицина в пробуждении советского общества несомненна. Публикация повести "Один день Ивана Денисовича" в журнале Новый Мир в 62 году стала сенсацией. Но уже через несколько лет издания повести были изъяты и уничтожены по всей стране.
"Один день Ивана Денисовича" написан, на мой вкус, несколько тяжеловесно и длинно, но вот два рассказа, того же периода, – "Матрёнин двор" и "Правая кисть", произвели на меня сильнейшее впечатление.
Варлам Шаламов. Колымские рассказы (1954-73г.)
А вот, беспощадные, бескомпромиссные рассказы Шаламова в СССР, при жизни автора, изданы не были. Хотя автор всю жизнь стремился пробиться, именно, к соотечественникам, не был диссидентом и после короткого сближения, вступил в острую полемику с Солженициным.
Не смотря на общую, вроде бы, "лагерную" тему, сравнивать произведения Солженицина и Шаламова сложно. Если первый рассказывает о том, как люди выживают в страшных условиях и даже находят радость в каторжном труде и редких лагерных удачах, то у второго – протокол расчеловечивания.
И, конечно, Шаламов писатель гораздо более мощный: жесткий, лапидарный стиль, необычные модернистские приемы, сближение с документалистикой и поэзией.
Аркадий и Борис Стругацкие. Попытка к бегству (1962г.)
Небольшая, но очень важная повесть ранних Стругацких. Здесь они впервые обратились к теме прогрессорства (вмешательство высокоразвитой цивилизации в дела отсталой), которая позднее станет одной из основных в их творчестве.
Кроме того, в этой повести они опробовали несколько новых приемов, которыми эффектно пользовались в дальнейшем: отказ от объяснения некоторых сюжетных поворотов, столкновение прошлого, будущего и настоящего.
Валентин Катаев. Святой колодец (1966г.)
Первая мемуарная повесть, написанная Катаевым в новом стиле, который он называл мовизм.
В этот поздний период Валентин Петрович отказывается от внятных сюжетов, четкой композиции, давая возможность прозе дышать свободно, приближая ее к поэзии.
И, все-таки, в повести есть сюжетная основа – воспоминания о жизни в Переделкино и поездке в Америку.
Эта повесть хоть и не произвела на меня такого же сильного впечатления, как "Алмазный мой венец" или "Разбитая жизнь", но подарила несколько счастливых минут.
Даниил Гранин. Повести (1969-74г.)
С интересом прочел несколько повестей Даниила Гранина: "Эта странная жизнь", "Место для памятника", "Повесть об одном учёном и одном императоре".
Весьма необычная художественная проза, граничащая с публицистикой.
Несмотря на совершенно иную форму, проза Гранина очень созвучна ранним произведениям Стругацких. Он видят в своих современниках (или в гениях прошлого) Человека Будущего и новый, прекрасный мир, который обязательно будет построен.
Стругацкие уже к середине 60-х избавились от иллюзий Оттепели, любопытно почитать более поздние произведения Гранина.
Булат Окуджава. Бедный Авросимов (1969г.)
В юности я был равнодушен к песням Окуджавы, меня раздражала его исполнительская манера. Но с возрастом и, в основном, благодаря чужому исполнению, многие из них я полюбил. И вот, добрался и до прозы Окуджавы.
Исторический роман. Авросимов – маленький человек, обыватель, любимый герой русской литературы, попадает в эпицентр больших событий связанных с судом над декабристами в 1926г.
Глоток свободы, шок от соприкосновения с чем-то значительным, непонятным, меняет даже этого человечка, заставляет усомниться в своей уютной правоте.
Интересный роман, хотя стилистически он мне не очень понравился.
Юрий Трифонов. Московские повести (70-е)
Когда-то в юности, я прочел самую известную повесть Трифонова – "Дом на набережной" и она меня серьезно потрясла. Но, тогда, я читал ее как анти-сталинское высказывание, повесть о страшном времени, которое корежило и уродовало людей.
Сейчас, прочитав все повести этого цикла, я был ошеломлен точностью и беспощадностью, с которыми Трифонов препарирует мещанство и конформизм, наглядно демонстрируя их повседневное, внеисторическое уродство.
"Обмен" – самая сильная повесть цикла. Изумительно написана, абсолютно современна.
"Предварительные итоги" читать неприятно, больно. Тут трифоновское зеркало слишком близко и беспристрастно.
Сергей Довлатов. Зона. Компромисс. Заповедник (1981-3гг.)
Томик Довлатова я взял во время болезни, чтобы отвлечься от мрачных мыслей (ах, этот ужасный COVID-19!)
"Зона" мне не понравилась совершенно, а вот "Заповедник" и некоторые рассказы из "Компромисса" я прочитал с удовольствием.
Пишет Довлатов легко, выразительно и иронично. И сквозь его анекдоты, нет-нет, да пробивается кричащее одиночество.
Алесь Адамович. Каратели (1981, 1989гг.)
Художественно-документальная повесть о карателях из батальона СС Дирлевангера была написана в 70-е, но в годы Перестройки была отредактирована и дополнена главой "Дублер". Я читал именно это издание, в котором Адамович однозначно ставит знак равенства между Гитлером и Сталином и созданными ими бесчеловечными режимами.
Но все же главная тема повести – типология и психология палачей-коллаборационистов. Отряд карателей, который зверствует в селах Беларуси состоит из людей с разными судьбами и разной мотивацией. Адамович препарирует их, как патологоанатом.
Комментарии
Отправить комментарий