К основному контенту

Дневник читателя 2019, часть 1


  Минувший читательский год прошел у меня под знаком американской литературы. Я не ставил себе такой цели, просто в начале года прочел "Убить пересмешника", затем захотел почитать что-то еще, из большой литературы об американском Юге, и взял томик Фолкнера, затем Миттчелл. Читал фантастику, современный бестселлер, читал дочери приключенческие повести – авторы, опять же, американцы.

  Получилось небольшое, интересное путешествие сквозь 3 века американской литературы.

Эдгар По. Рассказы

  Эдгар По не просто выдающийся американский поэт и писатель, но один из влиятельнейших авторов в мировой литературе, основоположник сразу нескольких популярных жанров. Впервые, я познакомился с его творчеством на уроках литературы в школе. Наш замечательный учитель, Борис Павлович, читал нам на уроке жуткий "хоррор" – "Черный кот". В юности, знакомясь с поэзией символистов, я прочел и несколько стихотворений По, включая знаменитого "Ворона". И вот, наконец, открыл сборник его новелл.

  Поразительная фантазия, замечательные сюжеты, глубина мысли, но при этом какая-то стилистическая и композиционная "сырость", несовершенство. Поэтому лишь несколько рассказов мне безусловно понравились.

  После этого сборника, я с огромным удовольствием перечитал рассказ Рэя Брэдбери "Эшер II" – низкий поклон Эдгару По.


Лучшие рассказы

  • Король Чума
  • Черт на колокольне
  • Убийство на улице Морг
  • Черный кот
  • Золотой жук



Марк Твен. Приключения Тома Сойера (1876г.)

  На лето я "подсунул" дочери "Приключения Тома Сойера". Некоторые главы я читал ей перед сном, увлекся и перечитал всю повесть.

  Я, вообще-то, боюсь перечитывать любимые в детстве книжки. Но в этом случае никакого разочарования, полнейший восторг! Лихо закрученный сюжет, яркие приключения, живые герои и замечательный юмор.

  В детском прочтении главным были приключения: пираты, поиски клада, коварный индеец Джо. А теперь, стали заметны и другие темы: взросление и первые любовные переживания, мальчишеская дружба и соперничество, сатирические зарисовки американской провинции середины 19в.

Маргарет Митчелл. Унесенные ветром (1939г.)

  В годы моего отрочества, с опозданием на полвека, этот роман был абсолютным бестселлером в нашей стране. Он занимал почетное место на книжных полках, рядом с "анжеликами" и "марианнами". Естественно, я пренебрежительно избегал такую литературу. Но вот, на волне интереса к американской прозе, решил прочесть этот популярнейший роман, получивший престижную Пулитцеровскую премию.

  Книгу я прочел с большим удовольствием. Да это беллетристика, здесь нет масштабных идей, сложных психологических портретов или литературных новаций. Но это увлекательный, хорошо написанный роман, что уже не мало. Кроме того, хоть и поверхностно, он затрагивает ряд ключевых вопросов истории и развития США, рассматривая их сквозь призму "южного мифа".

  Некоторые мелодраматические сцены вышибали из меня слезы: падение Атланты, борьба за жизнь в Таре, отчаяние Ретта после гибели дочери. Ну и, конечно, никогда не читал книг с таким подробным описание женских нарядов.


Цитаты

  • Не буду думать об этом сейчас. Подумаю об этом завтра.
  • Смерть, налоги, роды. Ни то, ни другое, ни третье никогда не бывает вовремя.
  • На крушении цивилизации можно заработать ничуть не меньше денег, чем на создании её.
  • Война была бы пикником, если бы не вши и дизентерия.
  • Жизнь не обязана давать нам то, чего мы ждем. Надо брать то, что она дает, и быть благодарным уже за то, что это так, а не хуже.
  • Когда женщина не может плакать, это страшно.



Уильям Фолкнер. Осквернитель праха (1948г.)

  Много общего с романом Харпер Ли: негр, ошибочно обвиняемый в тяжком преступлении против белого, события показаны глазами не взрослого человека (не ребенка, но юноши), герой, который не может терпеть и выходит за рамки общепринятой общественной позиции.

  Однако, форма романа совершенно другая: невнятный детективный сюжет, повествование в виде "потока сознания", длиннейшие предложения с обилием местоимений, философские отступления. Читать его сложно, приходится раз за разом возвращаться на несколько абзацев, а то и страниц, назад и перечитывать. Но есть несколько действительно сильных фрагментов, которые меня "зацепили", в первую очередь сцена с монетами в первой главе.


Цитаты

  • Да, есть вещи, которые ты никогда не должен соглашаться терпеть.
  • ...смерть – позорная, насильственная смерть, которая грозит человеку не потому, что он убийца, а потому, что у него черная кожа.
  • Не все белые люди способны выносить рабство, и, по-видимому, ни один человек не может вынести свободы...



Харпер Ли. Убить пересмешника (1960г.)

  Такой, казалось-бы, простой прием – показать историю глазами ребенка, работает здесь на 100%. Слова, которые звучали бы лживо или пошло в другом изложении, проникают в самое сердце, воскрешая простые истины и чувства, которых мы стесняемся и забываем.

  Доброта, дружба, честность, справедливость, смелость.

  И, не смотря на острые, болезненные темы, читается легко, на одном дыхании. Потрясающая книга.


Цитаты

  • Просто есть такие люди, они... они чересчур много думают о том свете и потому никак не научатся жить на этом.
  • Понимаешь, малышка, если кто-то называет тебя словом, которое ему кажется бранным, это вовсе не оскорбление. Это не обидно, а только показывает, какой этот человек жалкий.
  • Мужество – это когда заранее знаешь, что ты проиграл, и все-таки берешься за дело и наперекор всему на свете идешь до конца.



Джон Апдайк. Кролик, беги (1960г.)

  Тягучая семейная драма. Мастерски передана атмосфера скуки, серости, потерянности жизни героев во вполне благополучном обществе.

  Яркий, метафоричный язык повествования. Предельно откровенные сцены секса.

  Читается скучно, за исключением некоторых фрагментов: бегство Кролика по ночным автострадам и страшная сцена гибели ребенка.


Цитаты

  • От каждого, кто указывает тебе, что надо делать, воняет виски.
  • Если у тебя хватит пороху быть самим собой, то расплачиваться за тебя будут другие.
  • Одни умирают молодыми, другие рождаются стариками.
  • Добро и зло не падают с неба. Мы. Мы их создаем.
  • Мужчины - сплошь душа, а женщины - сплошь тело. Не знаю только, у кого мозги. Наверное, у Господа Бога.
  • По-моему, никто не ожидает, чтоб человеку нравилась его работа. Если она ему нравится, это уже не работа.



Джон Стейнбек. Зима тревоги нашей (1961г.)

  Последний роман выдающегося американского писателя. Жесткий приговор "американской мечте". Болезненный укор лично мне, разменивающему свои лучшие качества в погоне за успехом и материальными благами.

  Метаморфозы происходящие с Итаном Хоули, на редкость симпатичным человеком, поначалу еле заметны, события разворачиваются неторопливо. Но чем зауряднее происходящее, тем страшнее финал к которому приходит главный герой и следующий за ним читатель.

  Пишет Стейнбек великолепно, читать его одно удовольствие. Отдельно отмечу яркие, полные иронии и юмора реплики Итана.


Цитаты

  • Не бывает так, чтобы денег хватало. Одно из двух: денег нет совсем или денег не хватает.
  • Женщины легко мирятся с невзгодами, особенно если они выпадают на долю других женщин.
  • Он был большой любитель семейной истории, а я замечал, что любители семейной истории редко обладают качествами предков, которыми они гордятся.
  • Отлично, злая моя дочка. Я тебе отомщу самым жестоким для тебя образом. Я забуду твои слова.
  • Если хочешь сохранить друга, никогда не испытывай его.
  • Советов мы не любим - нам нужно поддакивание.



Кен Кизи. Над кукушкиным гнездом (1962г.)

- Но я хотя бы попытался, - говорит он. - Черт возьми, на это по крайней мере меня хватило, так или нет?

  В свое время я был сильно впечатлен экранизацией этого романа, знаменитым фильмом Милоша Формана, и не решался браться за книгу. Но теперь, прочитав наконец роман, могу подтвердить многочисленные отзывы – это очень разные произведения, не смотря на общий сюжет и героев.

  Фильм заполнен Рэндлом Макмерфи, в эксцентричном исполнении Джека Николсона, его бунтом, сумасшедшими выходками. Все остальные герои отходят на второй план, превращаясь в массовку. В книге же, где главным героем является Вождь, и все события мы видим его глазами, даже сам Макмерфи предстает совершенно другим персонажем. Это совсем не "безбашенный" бунтарь, он понимает на что идет, колеблется, боится этой страшной участи и, все же, принимает муки за других.

  И это не единственный библейский подтекст в книге. Роман многослоен и насыщен литературными аллюзиями и символизмом.

Урсула Ле Гуин. Левая руки Тьмы (1969г.)

  Самый известный роман писательницы-фантаста Урсулы Ле Гуин из, так называемого, "Хайнского" цикла.

  На далекую планету Зима с миссией доброй воли прибывает посланник союза планет. Посланник сталкивается с недоверием власть имущих и оказывается вовлеченным в череду опасных интриг. Его глазами мы исследуем мир этой планеты, имеющий принципиальные отличия от привычного нам "земного". Жители планеты Зима – гермафродиты, принимающие ту или иную половую роль раз в месяц, во время особого периода. Понятие пола отсутствует, в течении жизни каждый может быть мужчиной и женщиной, матерью и отцом.

  Это фантастическое допущение, по идее, должно быть главной "пружиной" произведения, необходимым приемом для решения авторской задачи. Но я этого не увидел, Ле Гуин, главным образом, говорит об одиночестве и дружбе. А для этого хватило бы ледяных пейзажей далекой суровой планеты.

  В ткань романа вплетены обрывки легенд и мифов, поэзия, что должно создавать ощущение исторической и культурной глубины придуманного мира. Но то, что потрясающе работает у Толкиена, как-то не очень получилось у Ле Гуин.

  В общем, вроде интересно задумано, но на выходе довольно скучный роман. Мне совершенно не понравился.

Уильям Гибсон. Нейромант (1984г.)

  Еще один знаменитый фантастический роман, получивший массу премий и оказавший колоссальное влияние на современную культуру.

  Фантазия Гибсона просто поражает. Начало 80-х, роман напечатан на машинке, а тут: киберпространство (матрица), генная инженерия, искусственный интеллект, запись личности на физические носители и т.д. Сейчас, когда все эти идеи растиражированы массовой культурой и, частично, вошли в нашу повседневную жизнь, можно только представить себе, какое впечатление они произвели на читателя в 1984 году.

  По форме, это типичный американский нуар, который я не люблю. Поэтому читал без особого удовольствия, но отдавая должное революционности книги и фантазии автора.

Донна Тартт. Щегол (2013г.)

  Пулитцеровская премия, множество восторженных отзывов и рекомендации замечательного подкаста "Книжный Базар" заставили меня выбрать "Щегол" из списка современной американской прозы.

  В результате, даже не разочарование, а недоумение. Я совершенно не понял, как эта книга могла завоевать такой восторг и признание.

  "Щегол" – роман воспитания с острыми сюжетными поворотами и неординарными персонажами. Символизм и многочисленные аллюзии, психологический анализ и рассуждения об искусстве, погружение в будни наркомана и реставратора антикварной мебели, нью-йоркский бомонд и украинские бандиты, раскаленный Лас-Вегас и холодный Амстердам. В общем, куча разнообразного, добросовестно собранного материала для великого романа, только получилась, по моему, полнейшая фигня.

  Хм, похоже в прошлом году у меня было слишком много свободного времени. Продолжение следует...

Комментарии

  1. Спасибо. Как всегда порадовали цитаты)
    В общем у тебя 2019 год получился американским и судя по твоим отзывам весьма пессимистическим) Из всего этого я читал только Марка Твена и чуть-чуть По. Ну и смотрел всем известные экранизации трёх книг.
    Что ты мне можешь посоветовать почитать из этого, но чтобы я не впал в уныние?)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. "Убить пересмешника" , "Над кукушкиным гнездом" и "Унесенные ветром". Думаю, не пожалеешь.

      Удалить

Отправить комментарий

Популярные сообщения из этого блога

Смех на кладбище

  Приблизительно к началу весны означенного года болезнь начала проявлять свое плачевное действие страшным и чудным образом. Джованни Боккаччо, "Декамерон" Он мастерски об аде говорит! Ступай, старик! ступай своей дорогой! А.С.Пушкин, "Пир во время чумы"   По-моему, сегодня хороший день, чтобы посмеяться над собственными страхами.

Запах мертвых цветов

Бедные мои цветочки совсем завяли! — сказала маленькая Ида. — Вчера вечером они были такие красивые, а теперь совсем повесили головки! Отчего это? Х.К.Андерсен, "Цветы маленькой Иды"   В этот день нас причащали запаху мертвых цветов. Мы клеили на картон бумажные тюльпаны, тащили в школу ветки чахлых мимоз, а наши бабушки сдували пыль с пластмассовых гвоздик.   Канун 8 марта 1989 года, мне 9 лет. Классная построила нас в две шеренги. По команде, я выхожу из строя, торжественно подхожу к стоящей напротив девочке и на вытянутых руках вручаю принесенный из дому подарок.   Я совсем не помню ту девочку, но помню книжку, которую ей подарил – грустные сказки о старом уличном фонаре, стойком оловянном солдатике и мертвых цветах маленькой Иды.

Музыкальные альбомы 2018

  В праздничные январские дни, когда заново учишься улыбаться и верить в чудеса, очень хочется дарить подарки и делиться радостью. Поделюсь и я тем, что радовало мое сердце в минувшем году и расскажу о нескольких музыкальных альбомах 2018 года.   Полгода назад я перешел на iTunes и до сих пор не могу привыкнуть к новым возможностям, иногда надолго "залипая" в списках музыкальных новинок и разнообразных плейлистов: хочешь послушать ремейки песен Дилана? или музыку повлиявшую на The Beatles ? или сборник лучших рождественских песен? или рок-хиты 68-го года? или музыкантов вдохновленных творчеством The Chieftains ?   Тем не менее, с новой музыкой, я, по-большей части, знакомлюсь в старом добром формате музыкальных альбомов.