В прошлом году я решил переключиться на современную художественную литературу и почитать книги написанные в 21 веке. Что-то нашел в домашней библиотеке, что-то купил, ориентируясь на списки литературных премий и рекомендации книжных обозревателей.
Правда, в результате, мне не удалось выдержать заданные временные рамки. Некоторые книги из списка были написаны и опубликованы в конце 90-х, хотя переведены и изданы на русском уже в новом веке.
Мо Янь. Большая грудь, широкий зад (1996г.) Объемный, сложный, но очень увлекательный роман. Плотный и многослойный.
В основе сюжета – история семьи Шангуань, вплетенная в бурную и страшную историю Китая 20-го века. При этом все ужасы войн и голода, сцены страдания и насилия переданы как-то бесстрастно, отстраненно, местами гротескно, с элементами "черного" юмора. Сквозь реалистичное повествование проступает что-то иррациональное – своеобразный "магический" реализм.
Почти все персонажи символичны. Иногда этот символизм очевиден, так, например, матушка Шангуань Лу олицетворяет всю страну – Китай. Но уже образ ее сына, Цзиньтуна, с его патологической страстью к женской груди, гораздо сложнее и многозначнее.
Не смотря на место действия, присутствие образов из китайского фольклора, поэзии и философии, по форме это абсолютно европейский роман. Во время чтения в памяти всплывали 3 книги: "100 лет одиночества" Маркеса, "Сандро из Чегема" Искандера и "Тихий Дон" Шолохова.
Цитаты
- Через десять ли правда — уже неправда.
- Любая птица в деревне, завидев их, проклинает родителей за то, что дали лишь два крыла.
- Потерпи ещё немного, голубушка, нас ведь никто не заставлял рождаться женщинами, верно?
- Он хоть и сволочь, но настоящий мужчина.
- Вором считают укравшего рыболовный крючок, а те, кто разворовывает страну, — благородные люди.
Орхан Памук. Имя мне – Красный (1998г.)
Конец XVI века, Османская Империя в зените своего могущества и на пороге стагнации и упадка. Памук переносит нас в средневековый Стамбул, на перекресток Запада и Востока, чтобы поговорить о столкновении культур, традиции и прогресса, школы и индивидуальности.
Сюжетная основа романа – детективная и любовная линии формальны, малоинтересны. Тут роман не выдерживает распространенных сравнений с "Именем Розы" Умберто Эко.
Зато у романа есть другие художественные достоинства: увлекательнейшее переключение ненадежных рассказчиков, вставные легенды, погружение в историю восточной миниатюры и, конечно, поэтическое описание запорошенного снегом Стамбула.
Цитаты
- Как может уцелеть книга, если в Стамбуле раз в двадцать лет сгорают целые кварталы?
- ... подпись и стиль есть не что иное, как бесстыдная и глупая похвальба собственными изъянами.
- Истинный дар и мастерство не может погубить даже любовь к славе и деньгам.
- Рисовать — значит вспоминать.
- Но самой главной его особенностью было полное отсутствие особенности.
Ю Несбё. Тараканы (1998г.)
Скандинавский нуар одно из заметных явлений в литературе и кинематографе нашего времени: Стиг Ларссон, Лиза Марклунд, Хеннинг Манкель, Ю Несбе и др.
Я с удовольствием смотрю бесчисленные сериалы поставленные по этим книгам и вот решил прочесть одну. Тараканы – второй роман в знаменитой серии о детективе Харри Холе.
Очень скучно. Убийца – брокер.
Нил Гейман. Сыновья Ананси (2005г.)
Нил Гейман – автор "Американских богов", одной из лучших книг, прочитанных мной за последнее десятилетие.
В "Сыновьях Ананси" он широко использует те же сюжетные и повествовательные приемы: сложные взаимоотношения людей и богов, пересечения реальностей, вставные новеллы, сказки и мифы. И в первой части романа это работает великолепно, она легка, остроумна, и увлекательна. А вот вторая часть буксует. Кульминация, вообще, не удалась.
Цитаты
- Если разозлишь Ананси, ни в одну сказку больше не попадёшь.
- Если время от времени не умирать, люди начинают принимать тебя как должное.
- Говорят, что гости — как рыба. И то и другое через три дня воняет.
- Он посчитал, молча и неторопливо, до десяти, и только тогда вышел из себя.
- В комнату вошёл халат Толстяка Чарли. В нём была девушка.
Алексей Иванов. Золото Бунта (2005г.)
Первые главы я читал с трудом, постоянно спотыкаясь на устаревших словах и, воссоздаваемом автором, местном и ремесленном диалектах: барка отурилась, пенные кипуны, доски порубня на огибке и т.д. Но, постепенно втянулся в атмосферу книги и дальше уже не мог оторваться.
В основе сюжета уральская "телемахида" – молодой сплавщик Осташа пытается разгадать тайну гибели своего отца. Полное приключений и неожиданных поворотов повествование несется стремительно и опасно, как река Чусовая – один из главных персонажей книги.
Помимо увлекательного приключенческого сюжета, в романе много различных тематических и художественных слоев: языковой, поэтический, историко-краеведческий, фольклорно-фэнтезийный, психологический.
Цитаты
- И не таких праведников майдан топтал.
- У каждой тайны дно из золота.
- Чего проку узнавать, если не помнить?
- Благодать — не медный пятак, — от человека к человеку переходит и не стирается.
- Дорога — она доведет до цели; главное — не убиться в пути.
Дмитрий Быков. Эвакуатор (2005г.)
Я очень люблю стихи Быкова, некоторые знаю наизусть, с удовольствием читаю и слушаю его неоднозначные, иногда тенденциозные, но всегда жутко увлекательные литературоведческие работы. И вот, наконец, добрался до его прозы.
К сожалению, тут меня постигло разочарование. Эвакуатор – очень слабый роман. В нем есть замечательные образы, чувственные сцены, интересные мысли, но все они, в гораздо более концентрированном и естественном виде, присутствуют в поэзии Дмитрия Львовича.
Цитаты
- Как это я раньше не замечала, что осень – взрыв, что повсюду валяется мертвое, только что бывшее живым?
- Любят тех, с кем нравятся себе.
- Опять мы самые лучшие и опять нам хуже всех…
- Наша жизнь определена широким кругом мелких обязанностей.
- У хорошего человека не бывает много близких.
Мариам Петросян. Дом, в котором… (2009г.)
Фредрик Бакман. Вторая жизнь Уве (2012г.)
Рыхлый, местами затянутый, с невнятным сюжетом и неудачной концовкой, но, почему-то, очень мне понравившийся роман. Учитывая сколько литературных премий и восторженных отзывов он завоевал, я далеко не единственный, кто высоко оценил "Дом в котором...".
Но объяснить успех этой книги я не могу и не нашел ни одной хвалебной рецензии с внятной аналитикой. Критикуют за вполне конкретные литературные огрехи: слабую композицию, оборванные сюжетные линии и т.д., а хвалят за атмосферность, магию текста, двери в неведомое...
Цитаты
- Каждый сам выбирает себе Дом.
- Нельзя предавать одного, чтобы защитить многих.
- Некоторые живут как будто в порядке эксперимента.
- Есть множество способов послать человека к черту, не прибегая к открытому хамству.
- – В любом сне, детка, главное – вовремя проснуться.
Фредрик Бакман. Вторая жизнь Уве (2012г.)
Несколько лет назад, я с удовольствием посмотрел шведский фильм, поставленный по этой книге. Трогательная история, колоритные персонажи, мягкий юмор, позитивный "месседж".
Но если в кино эта история, оставаясь сентиментальной сказкой, все же не сваливается в слащавость, то в романе повествование быстро "засахарилось" до приторности. Тот случай, когда фильм лучше книги.
Цитаты
- В нынешнем мире человек устаревает, не успев состариться.
- Он шел по жизни, сунув руки в карманы брюк. Она – танцуя.
- Трудно признавать, что ты ошибался. Особенно если ошибался так долго.
- А Уве как раз из тех мужчин, для кого проверить вещь на прочность – значит хорошенько ее пнуть.
- Что хорошо в домашнем хозяйстве, так это то, что ремонтировать его можно бесконечно.
Сальва Рубио и Рикард Эфа. Моне. По ту сторону холста (2018г.)
Зная мой интерес к изобразительному искусству, жена и дочка подарили мне на день рождения несколько новых книг посвященных творчеству импрессионистов. И среди них оказался этот графический роман.
Это был первый графический роман, который я держал в руках и сам бы его вряд ли купил, слишком странно и непривычно. Но в результате, эта история жизни художника рассказанная другим художником, мне понравилась.
Графический роман вырос из "трешовых" американских комиксов в очень интересное явление мировой культуры, практически незнакомое на пост-советском пространстве. Так, например, "Маус" Арта Шпигельмана, стал настоящим бестселлером и в 1992г. получил Пулитцеровскую премию, при этом на русском языке был издан лишь в 2014г.
-"Через десять ли правда — уже неправда."
ОтветитьУдалитьможет там "лет"?
-"Вором считают укравшего рыболовный крючок, а те, кто разворовывает страну, — благородные люди."
прям наше)))
-"Орхан Памук"
до того как выдавили из Турции и он уехал жить на Гоа, он жил в квартале Нишанташи, про который я вчера писал
-" Очень скучно. Убийца – брокер. "
))))))))))))))))))))
-"Если время от времени не умирать, люди начинают принимать тебя как должное."
прикольно
-"В комнату вошёл халат Толстяка Чарли. В нём была девушка."
)))
-"Опять мы самые лучшие и опять нам хуже всех…"
таки да
-"Тот случай, когда фильм лучше книги."
а я читал противоположные отзывы людей, которые книгу прочитали до выхода фильма. И претензии к фильму были, что не раскрыта шведская жизнь в деталях, их ценности, а так снять можно было и про другую страну
-"Сальва Рубио и Рикард Эфа. Моне. По ту сторону"
интересно будет посмотреть
> может там "лет"?
Удалитьскорее километров, ли - традиционная китайская мера длины, но так поэтичнее.