Последние несколько лет я крайне загружен на работе, а перед сном читаю в основном детские книжки своей подрастающей дочери. Тем не менее, иногда удается урвать часок и для себя.
В минувшем году мне удалось прочесть несколько очень хороших художественных книг и, даже, одну, на мой взгляд, гениальную.
Здесь же, коротко о нескольких книгах об искусстве, фотоальбомах и пр.
Г.Мелвилл. Моби Дик, или Белый Кит
Очень сложный многослойный роман, вероятно, опередивший свое время. Начинается как увлекательная морская приключенческая история, но через несколько глав становится ясно, что книга совсем о другом. Пересыщенные символизмом и пафосом главы (вспоминались романы А.Грина), чередуются с дневником натуралиста и заметками промысловика-китобоя.
Читать было трудно и не интересно, но мои представление о литературе расширились.
http://www.e-reading.club/chapter.php/38385/188/Melvill_-_Mobi_Dik%2C_ili_Belyii_Kit.html
http://chto-chitat.livejournal.com/12294178.html
В.Катаев. Разбитая жизнь, или Волшебный рог Оберона
После потрясшего меня несколько лет назад романа "Алмазный мой венец", ожидания от этой книги были предельно высоки. И они оправдались – удивительно поэтичная книга, с очень долгим и радостным "послевкусием".
Эти фрагменты, осколки, вроде бы бессистемно рассыпанные по страницам, выстраиваются в очень яркую, эмоционально точную картину.
И, какое же это удовольствие, прогуляться по старым улицам и обрывистым берегам родного города!
В.Ерофеев. Москва-Петушки
Приходится признать, что эту книгу я не понял. Да, какие-то слои удалось воспринять, но осталось твердое ощущение, что ключевые мысли прошли мимо меня.
Первый слой – сатиры и юмора, тут понятно, местами даже смешно. Библейский слой – частично.
Кем является лирический герой? Параллели с Христом очевидны, но что это – пародия или попытка описать Второе пришествие?
Алкоголь, как метафора чего? Грехов, чашу которых пьет Веничка-Христос, в бесплодной, тщетной попытке очистить, освободить нас? Или это снова пародия на чудесное превращение воды в вино? Только, вот у Венички выходит не вино, радующее сердце, а омерзительные "коктейли".
Огромное количество литературных реминисценций. Многие цитаты из советской и мировой литературы мне распознать не удалось.
После прочтения осталось ощущение тяжести, безысходности.
http://www.moskva-petushki.ru/articles/poema/intertekstualnost_poemy_v_erofeeva_moskva_petushki/
http://www.moskva-petushki.ru/articles/poema/venichka_i_xristos/
http://www.moskva-petushki.ru/articles/poema/peterburg-moskva-petushki_ili_zapiski_iz_podpolja_kak_russkij_filosofskij_zhanr/
http://www.moskva-petushki.ru/articles/poema/poema_venedikta_erofeeva_moskva_petushki_i_ee_mesto_v_otechestvennoj_literature/
У.Эко. Маятник Фуко
В отличие от "Имени Розы", первой книги Эко, которую я "проглотил" в прошлом году на одном дыхании, "Маятник Фуко" гораздо менее доступная вещь. Через первые главы пришлось, вообще, "продираться" с трудом.
При этом многие главы читаются "запоем": Ампаро и Казобон читающие историю розенкрейцеров, прерываясь на занятие любовью, месье Гарамон изящно обрабатывающий графоманов, азартное начало разработки Плана и, конечно, фрагменты из детства Бельбо.
Издевательство над всяческими теориями заговоров, обилие иронии, остроумных диалогов – один из главных плюсов книги. Впечатляет и заставляет задуматься трансформация троицы эрудитов-скептиков в "одержимцев" и превращение игры, выдумки в реальность, по крайней мере, в головах главных героев.
Но сюжет мне показался довольно невнятным. Погружения в обильные подробности истории всякого рода мистических организаций и мистификаций, были мало интересными. Книга страдает "длиннотами", потерей динамики и, местами, становится скучной.
Джонатан Литтелл. Благоволительницы
Вот раз в несколько лет мне везет попасть на такую книгу, прочтешь и не деться никуда, месяц после ничего не могу читать, не выходит из головы.
Повествование ведется от лица бывшего офицера СС Максимилиана фон Ауэ, скрывающегося после войны во Франции под другим именем. Основная сюжетная линия охватывает период 1941-45 годов, но периодически всплывают отрывки из детства и юности Максимилиана в Германии и Франции 30-х.
Реалистичный исторический роман, в который постепенно вплетаются все новые сюжетные линии, лирические сцены, философские диалоги, литературные аллюзии и сюр.
Эти сюрреалистичные картины настолько здорово вписаны в текст, настолько точно описывают нереальность, невозможность ужаса, который непрерывно и так обыденно происходил с нами чуть более полувека назад, что до сих пор стоят у меня перед глазами.
Гитлер-еврей в молитвенном покрывале раввина и с кожаными тфилинами.
Рука из дырки в стене туалета, подтирающая задницы в Немецком доме в Люблине.
Ауэ кусающий смрадно дышащего фюрера за нос-картошку.
http://alekstarn.livejournal.com/51183.html
http://jonny-begood.livejournal.com/97493.html
http://dzumin.livejournal.com/151904.html
http://polyarinov.livejournal.com/54112.html
Л.Юзефович. Журавли и карлики
Несколько сюжетных линий, построенных по традициям плутовского романа, переплетаются во времени и пространстве. Судьбы реальных и выдуманных русских самозванцев отражаются друг в друге. Все это приправлено несколькими философскими сентенциями.
Роман не понравился, увлекла, пожалуй, только история реального самозванца Тимошки Анкудинова.
http://os.colta.ru/literature/events/details/8434/
http://magazines.russ.ru/october/2010/7/bo9.html
https://www.gazeta.ru/culture/2008/12/26/a_2918510.shtml
http://chto-chitat.livejournal.com/5918558.html
П.Вудхаус. Фамильная честь Вустеров
Легкая, смешная книга. Отличный вариант для отпуска, можно читать в состоянии легкого опьянения.
О.Мандельштам. Стихи
Удивительно музыкальный поэт, воспринимающий мир сквозь тысячелетнюю призму искусства и литературы, отстраненно глядящий на мелькающие события и людей из окна своей "фарфоровой башни".
Я получил блаженное наследство —
Чужих певцов блуждающие сны;
...
И снова скальд чужую песню сложит
И, как свою, ее произнесет.
Безусловно большой мастер метафоры, что отметил даже желчный Ходасевич в одной из своих критических заметок.
Я сказал: виноград, как старинная битва, живет,
Где курчавые всадники бьются в кудрявом порядке;
Некоторые вещи, особенно из поздних, остались мной не поняты. Как, например, "Стихи о неизвестном солдате".
http://scanpoetry.ru/poets/mandelshtam-osip/articles
http://az.lib.ru/h/hodasewich_w_f/text_0033.shtml
Д.Быков. Блаженство
Уже несколько лет я с удовольствием читаю литературную критику и публицистику Д.Быкова. И, вот, побывав летом на его творческом вечере в "Зеленом театре", открыл для себя этого многогранного автора и как интересного лирического поэта.
С интересом прочел недавний сборник лирики "Блаженство", отметив для себя ряд замечательных стихотворений: "Старуха-мать с ребенком-идиотом...", "Преждевременная автоэпитафия", "Версия", "Приморский город пустеет к осени...", "На самом деле мне нравилась только ты...", "Из серой тучи тянут нить...", "Хорошо тому, кто считает, что Бога нет...", "Теодицея", "Баллада о кустах", "Сон о Гоморре", "Вторая баллада", "В первый раз я проснулся еще затемно..."
В поэзии Быков также излишне многословен, как и в прозе, над чем он и сам иронизирует:
Избыточность! Мой самый тяжкий бич! Но, думаю, хорошие манеры простому не пристали рифмачу. Спросил бы кто: хочу ли я постичь великое, святое чувство меры? И с вызовом отвечу: не хочу.
Д.Быков. Тринадцатый апостол. Маяковский. Трагедия-буфф в шести действиях.
Быков, как всегда, написал очень увлекательную, интересно драматургически выстроенную книгу.
Но, как же он тут многословен, хороший редактор очень бы не помешал. Не то, что многие мысли, но даже некоторые цитаты повторяются дважды. Частые ссылки на то, о чем будет рассказано позднее, страниц через 200, если не забудет автор или читатель.
Практически не уделил внимания мастерству Маяковского, его инструментарию (рифмам, ритмам и т.д.) Очень фрагментарно и без всякой системы.
И, конечно, эта книга предполагает, что читатель уже хорошо знаком и с творчеством и с биографией Маяковского.
https://meduza.io/feature/2016/05/20/stoit-li-chitat-bykova-o-mayakovskom
http://ru-bykov.livejournal.com/2547105.html
http://literratura.org/criticism/1845-elena-ivanickaya-apologiya-poeta.html
Магидович И.П., Магидович В.И. Очерки по истории географических открытий. 3-й том.
Этот том, возможно несколько устаревшего, но весьма познавательного труда, посвящен географическим открытиям и исследованиям периода с середины XVII - XVIII в.
Пожалуй, излишне подробно рассказывается о русских первопроходцах Сибири, Дальнего Востока и Аляски в ущерб открытиям в других регионах. Хорошо, хоть, важнейшим плаваниям Кука выделена целая глава.
Осторожными штрихами упоминается о достаточно жестоком покорении Камчатки. В основном, освоение русскими обширных территорий Азии вырисовывается постепенным и достаточно мирным процессом. Интересно, почитать какие-то современные материалы по этой теме.
В целом, читается увлекательно, за исключением некоторых глав, посвященных непосредственно началу научного изучения открытых регионов, картографированию и т.д.
Е.Федотова. История искусства Италии
Около года я читал и рассматривал эту великолепно оформленную книгу, посвященную изобразительному искусству Италии от античности до современности. Неудачная попытка объять необъятное, большинство понятий и течений остались не ясными, слегка очерченными.
Что же такое маньеризм, когда и как Возрождение выродилось (выросло?) в этот новый стиль? Как развивались маньеризм и барокко – параллельно или один стиль вытекал из другого? И многие другие вопросы остались у меня по прочтении этой работы.
Однако кое-что я для себя нашел – несколько интереснейших явлений и имен, с которыми хочется познакомится поближе. И бесподобные репродукции, конечно.
Брюллов. Cерия: Мастера Живописи, изд. Белый Город
Краткая, довольно внятная творческая биография выдающегося русского художника и хорошие иллюстрации.
Я влюбился в его ранние, романтические работы "итальянского" периода: "Итальянское утро", "Итальянский полдень", "Девушка, собирающая виноград в районе Неаполя".
Также понравились некоторые портреты: Н.В.Кукольника, Микеланджело Ланчи и автопортрет.
Гетц Экардт. Петер Пауль Рубенс. Серия: Мир искусства
Краткая справка о жизни великого фламандца и два десятка интересных искусствоведческих комментария к его работам. Издание старое, поэтому большинство иллюстраций черно-белые.
Раньше искусство барокко меня совершенно не привлекало, скорее даже отталкивало своей несдержанностью и сладострастием. Но, в последнее время мое отношение к этому стилю изменилось, во многом под впечатлением работ Рубенса и мастеров его школы, с которыми я столкнулся в нескольких художественных музеях.
Одесская Область. Изд. АДЕФ-Украина
Этот прекрасный фотоальбом, изданный тиражом всего лишь в 500 экземпляров, друзья подарили мне на день рождения, и я не мог оторваться от него весь после-праздничный вечер.
Книга также содержит небольшие, но очень яркие туристические аннотации, которые в ансамбле со сказочными фотографиями увлекут вас не только в Одессу, на золотые пляжи Овидиопольского района или в Дунайские заповедники, но и в Болград, на степные просторы Великомихайловского района или к далекому озеру Кагул.
В минувшем году мне удалось прочесть несколько очень хороших художественных книг и, даже, одну, на мой взгляд, гениальную.
Здесь же, коротко о нескольких книгах об искусстве, фотоальбомах и пр.
Г.Мелвилл. Моби Дик, или Белый Кит
Очень сложный многослойный роман, вероятно, опередивший свое время. Начинается как увлекательная морская приключенческая история, но через несколько глав становится ясно, что книга совсем о другом. Пересыщенные символизмом и пафосом главы (вспоминались романы А.Грина), чередуются с дневником натуралиста и заметками промысловика-китобоя.
Читать было трудно и не интересно, но мои представление о литературе расширились.
Статьи и Обсуждение
http://www.e-reading.club/chapter.php/38385/188/Melvill_-_Mobi_Dik%2C_ili_Belyii_Kit.html
http://chto-chitat.livejournal.com/12294178.html
В.Катаев. Разбитая жизнь, или Волшебный рог Оберона
После потрясшего меня несколько лет назад романа "Алмазный мой венец", ожидания от этой книги были предельно высоки. И они оправдались – удивительно поэтичная книга, с очень долгим и радостным "послевкусием".
Эти фрагменты, осколки, вроде бы бессистемно рассыпанные по страницам, выстраиваются в очень яркую, эмоционально точную картину.
И, какое же это удовольствие, прогуляться по старым улицам и обрывистым берегам родного города!
В.Ерофеев. Москва-Петушки
Приходится признать, что эту книгу я не понял. Да, какие-то слои удалось воспринять, но осталось твердое ощущение, что ключевые мысли прошли мимо меня.
Первый слой – сатиры и юмора, тут понятно, местами даже смешно. Библейский слой – частично.
Кем является лирический герой? Параллели с Христом очевидны, но что это – пародия или попытка описать Второе пришествие?
Алкоголь, как метафора чего? Грехов, чашу которых пьет Веничка-Христос, в бесплодной, тщетной попытке очистить, освободить нас? Или это снова пародия на чудесное превращение воды в вино? Только, вот у Венички выходит не вино, радующее сердце, а омерзительные "коктейли".
Огромное количество литературных реминисценций. Многие цитаты из советской и мировой литературы мне распознать не удалось.
После прочтения осталось ощущение тяжести, безысходности.
Статьи и Критика
http://www.moskva-petushki.ru/articles/poema/intertekstualnost_poemy_v_erofeeva_moskva_petushki/
http://www.moskva-petushki.ru/articles/poema/venichka_i_xristos/
http://www.moskva-petushki.ru/articles/poema/peterburg-moskva-petushki_ili_zapiski_iz_podpolja_kak_russkij_filosofskij_zhanr/
http://www.moskva-petushki.ru/articles/poema/poema_venedikta_erofeeva_moskva_petushki_i_ee_mesto_v_otechestvennoj_literature/
У.Эко. Маятник Фуко
В отличие от "Имени Розы", первой книги Эко, которую я "проглотил" в прошлом году на одном дыхании, "Маятник Фуко" гораздо менее доступная вещь. Через первые главы пришлось, вообще, "продираться" с трудом.
При этом многие главы читаются "запоем": Ампаро и Казобон читающие историю розенкрейцеров, прерываясь на занятие любовью, месье Гарамон изящно обрабатывающий графоманов, азартное начало разработки Плана и, конечно, фрагменты из детства Бельбо.
Издевательство над всяческими теориями заговоров, обилие иронии, остроумных диалогов – один из главных плюсов книги. Впечатляет и заставляет задуматься трансформация троицы эрудитов-скептиков в "одержимцев" и превращение игры, выдумки в реальность, по крайней мере, в головах главных героев.
Но сюжет мне показался довольно невнятным. Погружения в обильные подробности истории всякого рода мистических организаций и мистификаций, были мало интересными. Книга страдает "длиннотами", потерей динамики и, местами, становится скучной.
Джонатан Литтелл. Благоволительницы
Вот раз в несколько лет мне везет попасть на такую книгу, прочтешь и не деться никуда, месяц после ничего не могу читать, не выходит из головы.
Повествование ведется от лица бывшего офицера СС Максимилиана фон Ауэ, скрывающегося после войны во Франции под другим именем. Основная сюжетная линия охватывает период 1941-45 годов, но периодически всплывают отрывки из детства и юности Максимилиана в Германии и Франции 30-х.
Реалистичный исторический роман, в который постепенно вплетаются все новые сюжетные линии, лирические сцены, философские диалоги, литературные аллюзии и сюр.
Эти сюрреалистичные картины настолько здорово вписаны в текст, настолько точно описывают нереальность, невозможность ужаса, который непрерывно и так обыденно происходил с нами чуть более полувека назад, что до сих пор стоят у меня перед глазами.
Гитлер-еврей в молитвенном покрывале раввина и с кожаными тфилинами.
Рука из дырки в стене туалета, подтирающая задницы в Немецком доме в Люблине.
Ауэ кусающий смрадно дышащего фюрера за нос-картошку.
Рецензии и обсуждение
http://alekstarn.livejournal.com/51183.html
http://jonny-begood.livejournal.com/97493.html
http://dzumin.livejournal.com/151904.html
http://polyarinov.livejournal.com/54112.html
Л.Юзефович. Журавли и карлики
Несколько сюжетных линий, построенных по традициям плутовского романа, переплетаются во времени и пространстве. Судьбы реальных и выдуманных русских самозванцев отражаются друг в друге. Все это приправлено несколькими философскими сентенциями.
Роман не понравился, увлекла, пожалуй, только история реального самозванца Тимошки Анкудинова.
Рецензии и обсуждение
http://os.colta.ru/literature/events/details/8434/
http://magazines.russ.ru/october/2010/7/bo9.html
https://www.gazeta.ru/culture/2008/12/26/a_2918510.shtml
http://chto-chitat.livejournal.com/5918558.html
П.Вудхаус. Фамильная честь Вустеров
Легкая, смешная книга. Отличный вариант для отпуска, можно читать в состоянии легкого опьянения.
О.Мандельштам. Стихи
Удивительно музыкальный поэт, воспринимающий мир сквозь тысячелетнюю призму искусства и литературы, отстраненно глядящий на мелькающие события и людей из окна своей "фарфоровой башни".
Я получил блаженное наследство —
Чужих певцов блуждающие сны;
...
И снова скальд чужую песню сложит
И, как свою, ее произнесет.
Безусловно большой мастер метафоры, что отметил даже желчный Ходасевич в одной из своих критических заметок.
Я сказал: виноград, как старинная битва, живет,
Где курчавые всадники бьются в кудрявом порядке;
Некоторые вещи, особенно из поздних, остались мной не поняты. Как, например, "Стихи о неизвестном солдате".
Статьи и Критика
http://scanpoetry.ru/poets/mandelshtam-osip/articles
http://az.lib.ru/h/hodasewich_w_f/text_0033.shtml
Д.Быков. Блаженство
Уже несколько лет я с удовольствием читаю литературную критику и публицистику Д.Быкова. И, вот, побывав летом на его творческом вечере в "Зеленом театре", открыл для себя этого многогранного автора и как интересного лирического поэта.
С интересом прочел недавний сборник лирики "Блаженство", отметив для себя ряд замечательных стихотворений: "Старуха-мать с ребенком-идиотом...", "Преждевременная автоэпитафия", "Версия", "Приморский город пустеет к осени...", "На самом деле мне нравилась только ты...", "Из серой тучи тянут нить...", "Хорошо тому, кто считает, что Бога нет...", "Теодицея", "Баллада о кустах", "Сон о Гоморре", "Вторая баллада", "В первый раз я проснулся еще затемно..."
В поэзии Быков также излишне многословен, как и в прозе, над чем он и сам иронизирует:
Избыточность! Мой самый тяжкий бич! Но, думаю, хорошие манеры простому не пристали рифмачу. Спросил бы кто: хочу ли я постичь великое, святое чувство меры? И с вызовом отвечу: не хочу.
Д.Быков. Тринадцатый апостол. Маяковский. Трагедия-буфф в шести действиях.
Быков, как всегда, написал очень увлекательную, интересно драматургически выстроенную книгу.
Но, как же он тут многословен, хороший редактор очень бы не помешал. Не то, что многие мысли, но даже некоторые цитаты повторяются дважды. Частые ссылки на то, о чем будет рассказано позднее, страниц через 200, если не забудет автор или читатель.
Практически не уделил внимания мастерству Маяковского, его инструментарию (рифмам, ритмам и т.д.) Очень фрагментарно и без всякой системы.
И, конечно, эта книга предполагает, что читатель уже хорошо знаком и с творчеством и с биографией Маяковского.
Ссылки
https://meduza.io/feature/2016/05/20/stoit-li-chitat-bykova-o-mayakovskom
http://ru-bykov.livejournal.com/2547105.html
http://literratura.org/criticism/1845-elena-ivanickaya-apologiya-poeta.html
Магидович И.П., Магидович В.И. Очерки по истории географических открытий. 3-й том.
Этот том, возможно несколько устаревшего, но весьма познавательного труда, посвящен географическим открытиям и исследованиям периода с середины XVII - XVIII в.
Пожалуй, излишне подробно рассказывается о русских первопроходцах Сибири, Дальнего Востока и Аляски в ущерб открытиям в других регионах. Хорошо, хоть, важнейшим плаваниям Кука выделена целая глава.
Осторожными штрихами упоминается о достаточно жестоком покорении Камчатки. В основном, освоение русскими обширных территорий Азии вырисовывается постепенным и достаточно мирным процессом. Интересно, почитать какие-то современные материалы по этой теме.
В целом, читается увлекательно, за исключением некоторых глав, посвященных непосредственно началу научного изучения открытых регионов, картографированию и т.д.
Е.Федотова. История искусства Италии
Около года я читал и рассматривал эту великолепно оформленную книгу, посвященную изобразительному искусству Италии от античности до современности. Неудачная попытка объять необъятное, большинство понятий и течений остались не ясными, слегка очерченными.
Что же такое маньеризм, когда и как Возрождение выродилось (выросло?) в этот новый стиль? Как развивались маньеризм и барокко – параллельно или один стиль вытекал из другого? И многие другие вопросы остались у меня по прочтении этой работы.
Однако кое-что я для себя нашел – несколько интереснейших явлений и имен, с которыми хочется познакомится поближе. И бесподобные репродукции, конечно.
Брюллов. Cерия: Мастера Живописи, изд. Белый Город
Краткая, довольно внятная творческая биография выдающегося русского художника и хорошие иллюстрации.
Я влюбился в его ранние, романтические работы "итальянского" периода: "Итальянское утро", "Итальянский полдень", "Девушка, собирающая виноград в районе Неаполя".
Также понравились некоторые портреты: Н.В.Кукольника, Микеланджело Ланчи и автопортрет.
Гетц Экардт. Петер Пауль Рубенс. Серия: Мир искусства
Краткая справка о жизни великого фламандца и два десятка интересных искусствоведческих комментария к его работам. Издание старое, поэтому большинство иллюстраций черно-белые.
Раньше искусство барокко меня совершенно не привлекало, скорее даже отталкивало своей несдержанностью и сладострастием. Но, в последнее время мое отношение к этому стилю изменилось, во многом под впечатлением работ Рубенса и мастеров его школы, с которыми я столкнулся в нескольких художественных музеях.
Одесская Область. Изд. АДЕФ-Украина
Этот прекрасный фотоальбом, изданный тиражом всего лишь в 500 экземпляров, друзья подарили мне на день рождения, и я не мог оторваться от него весь после-праздничный вечер.
Книга также содержит небольшие, но очень яркие туристические аннотации, которые в ансамбле со сказочными фотографиями увлекут вас не только в Одессу, на золотые пляжи Овидиопольского района или в Дунайские заповедники, но и в Болград, на степные просторы Великомихайловского района или к далекому озеру Кагул.
Комментарии
Отправить комментарий